В начало...

Новости

 
DELTA
Новости
О нас
Члены ММВА
Документы
Контакты
Руководство
События
Выпускники
Люди
 

ММВА направила в МАП РФ заявление о нарушении Банком России антимонопольного законодательства


26 августа с.г. во исполнение решений Совета ММВА от 17 июля и 14 августа с.г. Президентом Московской международной валютной ассоциации А. Н. Мамонтовым в адрес Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации И.А. Южанова направлено заявление о нарушении Банком России антимонопольного законодательства. В заявлении говорится:

"Московская международная валютная ассоциация (далее по тексту - ММВА, или Ассоциация) на основании Федерального закона № 117-ФЗ от 23.06.99 "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" обращается к Вам с заявлением о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Центральным банком Российской Федерации (далее по тексту - ЦБ РФ, или Банк России).

По существу дела сообщаем следующее.

В настоящее время в соответствии с подпунктом 1.1.10 Положения Банка России от 24 апреля 1996 года № 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (в ред. от 20.08.2002) (далее - Положение № 39), резиденты РФ могут без выдачи специальных разрешений осуществлять приобретение и отчуждение через уполномоченные банки выпущенных резидентами эмиссионных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, за иностранную валюту только на организованном рынке ценных бумаг.

Понятие "организованный рынок ценных бумаг" в законодательных актах РФ, включая Гражданский кодекс РФ, отсутствует.

Стремясь внести ясность в данный вопрос, ММВА обратилась в Банк России с просьбой дать соответствующие разъяснения. В своём ответе от 23 июня с.г. ЦБ РФ заявил, что "определение понятия организованного рынка ценных бумаг, а также решение иных вопросов, связанных с проведением указанных выше операций в Российской Федерации, должно осуществляться в соответствии с Положением № 39 и требованиями Положения Банка России "О порядке осуществления расчётов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ") № 32-П от 8 июня 1998 г." (далее - Положение № 32-П). Аналогичное разъяснение было дано Банком России и в п. 6 Информационного письма ЦБ РФ от 17.07.2002 № 18 "Вопросы по применению Положения Банка России "О порядке проведения в РФ некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" № 39 от 24.04.96 (в ред. от 17.09.2001)".

В Положении № 32-П говорится, что организованным рынком ценных бумаг и других финансовых активов (далее - ОРЦБ) является "совокупность отношений, связанных с обращением ценных бумаг, срочных контрактов и других финансовых активов, правила исполнения сделок и бухгалтерского учета с которыми соответствуют требованиям, установленным Банком России". Такими требованиями, согласно Положению № 32-П, являются открытие участниками ОРЦБ счетов в Расчётном центре ОРЦБ (далее - РЦ ОРЦБ) и проведение через него денежных расчётов.

РЦ ОРЦБ в терминах Положения № 32-П - это "небанковская кредитная организация, которой на основании договора с Банком России на выполнение функций Расчетного центра ОРЦБ открыт корреспондентский счет № 30105 в Расчетном подразделении Банка России (территориальном учреждении ЦБ РФ и структурном подразделении Банка России (ГТУ, НБ, ОПЕРУ-1) для проведения расчетов в соответствии с настоящим Положением и этим договором".

Таким образом, ЦБ РФ своими нормативными актами (Положением № 32-П и Положением № 39) установил для участников рынка порядок совершения операций по эмиссионным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, за иностранную валюту только с обязательным открытием счетов и проведением денежных расчётов через РЦ ОРЦБ.

Между тем, законодательство РФ не предусматривает каких-либо ограничений на проведение подобного рода операций резидентами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, если они осуществляются через уполномоченные банки.

Вместе с тем в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 7.07.2003) говорится (п. 2 ст. 6), что "валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации". И далее в подпункте г) п. 2 ст. 9 Закона: ЦБ РФ "устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте".

Однако Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 45-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" дало чёткое толкование Федеральному закону "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Конституционный Суд РФ заключил, что, несмотря на "исключительные права и обязанности Центрального банка Российской Федерации по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования", на него, тем не менее, "в силу верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов (статья 4, часть 2 Конституции Российской Федерации) в процессе осуществления им своих функций, к которым относится также валютное регулирование и валютный контроль (пункт 12 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), в полной мере распространяются конституционные принципы свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (статья 34, часть 2 Конституции Российской Федерации). Данное конституционное требование находит свое развитие в антимонопольном законодательстве, в том числе в Федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в силу которого Центральный банк Российской Федерации наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и/или совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, а именно необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг, ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации, препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг, устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют, предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг (статья 12). Эти запреты, как направленные на достижение указанных конституционных целей поддержки конкуренции и недопустимости монополизации рынка, не умаляют независимый статус Центрального банка Российской Федерации, не нарушают его конституционные полномочия".

Введённый в сентябре 2001 года Банком России порядок необоснованно ограничивает резидентам возможность проведения операций с российскими эмиссионными ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, в том числе эмитированными от имени Правительства РФ. Сегодня для удовлетворения заявки клиента даже на минимальную сумму уполномоченный банк вынужден оперировать исключительно на ОРЦБ, неся при этом дополнительные издержки, связанные с оплатой существующих на нём услуг, в том числе оказываемых РЦ ОРЦБ. Данный порядок, с одной стороны, ограничивает доступ на рынок финансовых услуг и препятствует деятельности на нём уполномоченных банков, обязывая их совершать операции только с привлечением сторонних, небанковских организаций (РЦ ОРЦБ), с другой стороны, ограничивает клиентам банков - потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют, только теми организациями, которые являются участниками т.н. ОРЦБ и имеют счета в РЦ ОРЦБ.

Нельзя не отметить в этой связи также и тот факт, что в перечень организаций, которые являются РЦ ОРЦБ, входит лишь ЗАО "Расчётная палата ММВБ", свыше 60% акций которой находится в собственности ЗАО "ММВБ" (крупнейший пакет акций этой биржи, как известно, принадлежит Банку России), и расчётные центры в г.г. Санкт-Петербург, Ростов, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток, также являющиеся дочерними организациями местных валютных бирж. В свою очередь все эти валютные биржи (главным образом ММВБ) выступают в роли т.н. ОРЦБ. Таким образом, участники рынка при совершении операций с валютными облигациями российских эмитентов вынуждены в соответствии с порядком, установленным Банком России, оплачивать посреднические услуги как контролируемых им торговых площадок (ОРЦБ), так и созданных при них расчётных центров (РЦ ОРЦБ).

Следует сказать, что в международной практике операции с ценными бумагами, номинированными в инвалюте, проводятся, как правило, либо внутри самих банков, либо на межбанковском рынке с использованием прямых расчётов или международных расчётных систем (например, Euroclear). Нет нужды говорить и о том, что операции с ценными бумагами российских эмитентов, номинированными в национальной валюте, осуществляются участниками рынка без ограничений со свободным выбором и торговых площадок и расчётных условий.

Из всего сказанного следует, что ныне действующая редакция Положения № 39 нарушает статью 12 Федерального закона от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", которая запрещает Банку России:

- ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации;

- препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

- устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют;

- предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

На основании вышеизложенного просим Вас рассмотреть дело о нарушении Банком России антимонопольного законодательства и признании подпункта 1.1.10 Положения Банка России от 24.04.96 № 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" противоречащим ст. 12 Федерального закона № 117-ФЗ от 23.06.99 "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", приняв меры, предусмотренные статьями 9, 22, 23, 28 и 29 данного Закона."


Назад в раздел "Новости"


 

 

© ММВА 2002-2024 | Мы в VK